Imagesforyou.ru

IMG FOR YOU — ИНТЕРЬЕРНАЯ ФОТОСТУДИЯ
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Железные дороги в годы войны

Железные дороги в годы войны

В наше мирное время невозможно в полной мере осознать масштаб и важность задач, которые были возложены на железную дорогу в годы Великой Отечественной войны. Только представьте себе, что значит обслуживать фронт протяжённостью более четырёх тысяч километров, от Чёрного до Баренцева моря, и огромных размеров тыл. В годы войны на железной дороге, как и на фронте, нашлось место героизму, самоотверженности и трудовому подвигу.

Великая Отечественная Война фото

История

Первые железные дороги в России были короткими и узкими путями с деревянными, а затем стальными рельсами, которые использовались в 18 веке для перевозки вагонов с рудой на многочисленных шахтах Урала. В частности, нижнетагильская линия, построенная в 1833–1834 годах, была оснащена паровозом и могла перевозить несколько шахтеров вместе с грузом руды. Паровоз был построен русскими инженерами, отцом и сыном Черепановыми. Тем не менее, их конструкция не нашла применения за пределами завода и большей части оборудования для Царского Села, включая рельсы, вагоны и локомотивы были куплены за границей.

Первые европейские железные дороги продемонстрировали свой огромный экономический потенциал, и в августе 1834 года Министерство горной промышленности России пригласило австрийско-чешского инженера Франца Антона фон Герстнера для изучения возможности строительства железных дорог в России. После нескольких месяцев путешествий по стране, в январе 1835 года он представил письменный отчет Николаю I, а затем лично встретился с ним, предлагая построить железные дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, а затем между Москвой, Казанью и Нижним Новгородом. Предложение Герстнера было оценено комиссией во главе с Михаилом Сперанским, Комиссия сочла этот проект осуществимым и рекомендовала начать с короткой железной дороги между Санкт-Петербургом, Царским Селом и соседним Павловском. Эта резолюция была поддержана императорскими указами от 21 марта и 15 апреля 1836 года.

Прибытие первого поезда из Санкт-Петербурга в Царское Село 30 октября 1837 г.

Перекрёсток путей, играл не последнюю роль. Деревенька Лёвшина при появлении железной дороге превратилась в крупную пристань. Много местных жителей трудилось здесь грузчиками.

С появлением ветки до Кунгура, Екатеринбурга перестала быть крупным транзитным пунктом. После деревни железная дорога проходила по берегам реки Сылва.

Река Быковка, напротив станции Сылва

Здесь отгружали колчедан, глину. О деревне Лядова упоминается ещё с 1647. Владельцами земель были Строгановы, затем Лазаревы. Село стало стремительно развиваться. Здесь были дачи пермяков. При строительстве КамГЭС станцию перенесли на 6 км. Появился населённый пункт Новые Ляды.

Читайте так же:
Можно ли ставить иконы в изголовье кровати

Содержание

ОАО «РЖД» было создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС) функции управления железнодорожным транспортом (за МПС остались лишь функции государственного регулирования). РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС [1] . При этом технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились.

Указом президента от 9 марта 2004 года МПС было упразднено [2] .

[править] Реформа железнодорожной отрасли

Ещё в середине 1990-х годов рентабельность железнодорожных перевозок МПС упала до отрицательных значений, стало очевидно, что без реформ не обойтись. Первая концепция реформы («Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта») была сформулирована в недрах самого министерства в 1998 году и была раскритикована: она предусматривала создание акционерного общества «РЖД» под эгидой министерства, и не обещала разгосударствление отрасли [1] . В итоге программа реформирования железнодорожного хозяйства страны разрабатывалась с привлечением частных консультантов. Попутно Счётной палатой и Генпрокуратурой России были проведены масштабные проверки, выявившие серьёзные нарушения в деятельности министерства, итогом которых стало уголовное дело в адрес министра путей сообщения Николая Аксёненко и его последующая отставка [1] .

Старт реформированию железнодорожного хозяйства России фактически дало само создание ОАО «РЖД». Предполагалось, что до 2010 года грузовые и пассажирские перевозки должны быть разделены (попутно должно было исчезнуть перекрёстное субсидирование этих направлений деятельности), большая часть этих рынков должна достаться частным игрокам, а в руках государственной монополии — ОАО «РЖД» — в итоге должны были остаться лишь железнодорожные пути и сопутствующая инфраструктура [3] [4] .

Фактически к этому времени в частные руки ушла лишь четверть рынка грузоперевозок (их доля на 2010 год оценивалась в $10 млрд), причём она формируется за счёт «вагонной составляющей» грузового тарифа, оцениваемой в 15 % общей ставки [4] . Плата за инфраструктуру и локомотивы собирается ОАО «РЖД». На 2010 год большая часть грузового вагонного парка находилась в руках частников. Ряд экспертов утверждал, что либерализация «вагонного» рынка — чуть ли не единственный существенный результат реформы [4] . Вместе с тем, отмечалось, что итогом приватизации грузового вагонного парка стал резкий рост простоя вагонов (в три раза) и пробега порожнего вагонов [5] .

[править] Слияния и поглощения

8 октября 2008 года было подписано соглашение о продаже 90 % акций банка «КИТ Финанс», пострадавшего во время финансового кризиса, консорциуму ОАО «Инвестиционная группа «АЛРОСА» (дочерней компании российской алмазодобывающей группы «АЛРОСА») и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД получит 45 % акций банка) [6] . 9 октября стало известно, что РЖД купило акции КИТ Финанс за символические 100 рублей. [7]

Читайте так же:
Ифнс нефтеюганск личный кабинет

КУЗБАС разрастался, и нужно было успевать за объемами поставок. Тогда движение по железной дороге за несколько лет было увеличено больше чем 10 раз. Нужно было совершенствоваться. Именно тогда скорости поезда имели рекордные скорости, строились новые депо и части, новый мост через Обь.

Женщины и дети теперь работают на станциях и поездах. В Сибири установлены военные заводы. Строятся бронированные поезда и перевозятся по Западно-сибирской железной дороге. Тогда появились первые женщины-машинисты.

Западно-Сибирская железная дорога

Деревянные дороги

Первый выход рельсовой дороги на поверхность был сделан в Англии в 1603 г., когда в графстве Ноттингемшир был построен 3-километровый деревянный рельсовый путь для доставки угля из шахты Стрелли к посёлку Уоллатон. По «Уоллатонской вагонной дороге» вагонетки с углём тянули лошади.

В России первую деревянную рельсовую дорогу сконструировал механик Козьма Дмитриевич Фролов в 1755 г. для Колывано-Воскресенских металлургических заводов на Алтае. Фролов первым в мире применил канатную тягу для передвижения вагонеток. Вагонетку зажимами прикрепляли к ведущему тросу и тянули, наматывая трос на шкив, вращаемый лошадью или водяным колесом.

Устройство деревянной рельсовой дороги

Вагонетка с углём на «Уоллатонской вагонной дороге»

Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (1864). 6 класс

Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (1864)/ Ремонтные работы на железной дороге» — картина русского художника Константина Савицкого (1844—1905) / wikiwand.comН. А. Некрасов. «Железная дорога» (1864)/ Ремонтные работы на железной дороге» — картина русского художника Константина Савицкого (1844—1905) / wikiwand.com

Текст: Ольга Лапенкова

  • Не видя слёз, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоило себе насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца.
  • Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.

Слова «барство дикое» относились, разумеется, к дворянам, которые заставляли своих крестьян работать не покладая рук. В Российской Империи, распоряжаясь трудом крепостных, богачи могли выбрать из двух видов повинностей: барщина или оброк. Барщиной называли общественные работы на территории хозяйского имения (посадка и сбор урожая, уход за скотом и прочими домашними животными, например охотничьими собаками, ремонт, озеленение и т. д.), оброком — денежную выплату помещику.

Ситуация, когда сотни людей трудятся на благо одной-единственной семьи, и так несправедлива, — но мало этого! Продав плоды крестьянского труда и получив деньги, добытые неимоверно тяжёлым трудом, помещики просто проматывали их, пускали на ветер. Они проигрывали свои «накопления» в карты, тратили их на организацию балов, роскошные наряды и прочие удовольствия. В итоге денег не хватало… и на следующий год дворяне требовали, чтобы крепостные работали (или платили) больше. А ещё через год — ещё больше. Так что в большинстве российских имений крестьяне, чтобы угодить барину, лезли из кожи вон. А ведь надо было и на собственных полях урожай вырастить, и своих коров и коз подоить, и детей одеть-обуть-накормить.

Читайте так же:
Евроопт личный кабинет мои игровые коды

А. С. Пушкина в 1820 году за стихотворение «Деревня» и прочие «прегрешения» отправили в четырёхлетнюю ссылку. Некрасов такой участи избежал, потому что, как говорится, времена были уже не те, но ему всё равно приходилось нелегко: Николай Алексеевич был вынужден вечно бороться с цензорами, которые в конце концов уничтожили его любимое детище — журнал «Современник». Но стойкий Некрасов как начал творческий путь со стихотворений о тяготах крестьянской жизни — так и не изменил этой теме до самой смерти.

Творческий путь

Тема трагической крестьянской судьбы звучит уже в одном из самых знаменитых ранних стихотворений Некрасова — «В дороге» (1845). Ямщик рассказывает барину о своей несчастной жене Груше, которая, будучи крепостной, росла и воспитывалась почти так же, как её молодая барыня:

  • Слышь ты, смолоду, сударь, она
  • В барском доме была учена
  • Вместе с барышней разным наукам,
  • Понимаешь-ста, шить и вязать,
  • На варгане играть и читать —
  • Всем дворянским манерам и штукам.
  • Одевалась не то, что у нас
  • На селе сарафанницы наши,
  • А, примерно представить, в атлас;
  • Ела вдоволь и мёду и каши…

Однако хозяйка вышла замуж, переехала в Петербург — и прежняя «подруга» оказалась не нужна. Груша осталась в дворянском имении, куда приехал некий «затёк», который отослал девушку прочь. И вот, привыкшая к роскоши, Груша поселилась в крестьянском доме — вероятно, у кого-то из дальних родственников, — а те быстренько выдали «белоручку» замуж… Груша взвыла: вести хозяйство, таскать дрова, работать в поле — совсем не то же самое, что помогать барыне наряжаться и принимать гостей! Ямщик жалеет супругу, но боится, что скоро она, раздавленная тяжёлой работой и унынием, умрёт.

Ещё одна несчастная крепостная появляется в стихотворении «Тройка» (1846). Это обращение к красавице крестьянке, которая мечтает о настоящей любви:

  • Поживёшь и попразднуешь вволю,
  • Будет жизнь и полна и легка…
  • Да не то тебе пало на долю:
  • За неряху пойдёшь мужика.
  • Завязавши под мышки передник,
  • Перетянешь уродливо грудь,
  • Будет бить тебя муж-привередник
  • И свекровь в три погибели гнуть…
Читайте так же:
Гугл форма без авторизации

Не менее трагичными выходили из-под пера Некрасова и мужские образы. Так, в стихотворении «Несжатая полоса» (1854) описан трудяга, который положил всю жизнь на тяжёлую работу — и вот теперь у него не осталось сил и здоровья, чтобы собрать посеянный собственными руками урожай. Стихотворение построено как разговор между колосьями, которым «скучно склоняться до самой земли». Колосья спрашивают, почему их до сих пор не убрали:

  • Ветер несёт им печальный ответ:
  • — Вашему пахарю моченьки нет.
  • Знал, для чего и пахал он и сеял,
  • Да не по силам работу затеял.
  • Плохо бедняге — не ест и не пьёт,
  • Червь ему сердце больное сосёт,
  • Руки, что вывели борозды эти,
  • Высохли в щепку, повисли, как плети.

Однако во всех этих замечательных стихотворениях описывались только «частные» случаи, судьбы отдельных людей. Некрасова это не устраивало: он хотел создать масштабную картину, которая потрясла бы каждого читателя. Поэтому Николай Алексеевич взялся за работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», которую так и не дописал (возможно, потому, что и сам не нашёл ответа на этот вопрос), — а также создал стихотворение «Железная дорога».

Кто строил эту дорогу?

Стихотворение «Железная дорога» посвящено событиям 1840-х гг., когда в Российской Империи шли работы по строительству так называемой «Санкт-Петербурго-Московской» железной дороги, позже переименованной в Николаевскую, в честь Николая I. Приказ соединить две столицы был отдан в 1841 году. В состав комиссии, отвечавшей перед Николаем I за ход работ, вошло немало знатных вельмож, и в том числе — граф П. А. Клейнмихель, с имени которого и начинается произведение. Напомним, что некрасовское стихотворение предварено эпиграфом:

  • Ваня (в кучерском армячке).
  • Папаша! кто строил эту дорогу?
  • Папаша (в пальто на красной подкладке),
  • Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька!
  • Разговор в вагоне

Дальнейший текст построен как диалог между Ваней (его отец «в пальто на красной подкладке», скорее всего, генерал) — и случайным попутчиком, который хочет донести до ребёнка, что на самом деле эта дорога стоила жизней тысячам простых тружеников. С наступлением ночи воображение мальчика рисует толпу мертвецов, стоящих вдоль рельсов:

  • То обгоняют дорогу чугунную,
  • То сторонами бегут.
  • Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную
  • Любо нам видеть свой труд!
  • Мы надрывались под зноем, под холодом,
  • С вечно согнутой спиной,
  • Жили в землянках, боролися с голодом,
  • Мёрзли и мокли, болели цингой.
  • Грабили нас грамотеи-десятники,
  • Сёкло начальство, давила нужда…
  • Всё претерпели мы, божии ратники,
  • Мирные дети труда!»
Читайте так же:
Заявление в налоговую для личного кабинета

Можно ли было избежать этих жертв? Разумеется! Читатель понимает, что такие тяжёлые работы, как строительство железных дорог, ведутся и сегодня. Конечно, к XXI веку человечество изобрело немало полезных механизмов, — и всё равно «грязной» работы хватает. И да, к сожалению, в наши дни на стройках тоже происходят несчастные случаи — но теперь это нонсенс, после которого неизбежно начинается полицейское расследование. Но, судя по произведению Некрасова, в николаевскую эпоху гибель сотен, даже тысяч строителей была обычным делом…

Увы, это впечатление не обманчиво: жизни крепостных считались, как бы цинично это ни звучало, «расходным материалом». Крестьян можно было перевозить куда угодно, отрывать от семей, отдавать им любые приказы — и они не имели права ослушаться. А если кто-то пытался «бунтовать», его ждали либо физические наказания, либо тюрьма, либо ссылка на каторгу…

Но какую награду получили строители Николаевской железной дороги за то, что подорвали здоровье? Что произошло в конторе, где работники надеялись получить хоть какую-то зарплату?

  • . рабочий народ
  • Тесной гурьбой у конторы собрался…
  • Крепко затылки чесали они:
  • Каждый подрядчику должен остался,
  • Стали в копейку прогульные дни!
  • Всё заносили десятники в книжку —
  • Брал ли на баню, лежал ли больной:
  • «Может, и есть тут теперича лишку,
  • Да вот, поди ты. » Махнули рукой…

Получается, крестьяне не то что ничего не получили — они остались даже должны своим хозяевам! Каково? Работаешь в тяжелейших условиях, недоедаешь, каждый день рискуешь жизнью — и потом ещё изволь сам заплатить помещику! «Недоимку», правда, с некрасовских крестьян списали, — но тем более изощрённым выглядит это издевательство над простым трудягой:

  • Праздный народ расступается чинно…
  • Пот отирает купчина с лица
  • И говорит, подбоченясь картинно:
  • «Ладно… нешто… молодца. молодца.
  • С богом, теперь по домам, — проздравляю!
  • (Шапки долой — коли я говорю!)
  • Бочку рабочим вина выставляю
  • И — недоимку дарю. »

Но как же, изумится читатель, работала эта ужасная система, при которой крепостные не вылезали из «долгов» перед хозяевами?

Обратимся к труду А. Скребицкого «Крестьянское дело в царствование Императора Александра II» и узнаем, что:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector